Блог

14 июня
2010

Isotype: Рабочий процесс

Рабочий процесс (workflow) — это тоже тип информационной структуры, к которому я питаю особенную слабость.

Структура рабочего процесса включает в себя сразу все: логистику формальных и неформальных информационных потоков, человеческие взаимоотношения, творческий процесс, организацию рабочего пространства, документацию, и конечно саму организацию команды: кто кем руководит и кто кому подчиняется.

Это целая вселенная, всматриваясь в которую, можно очень многому начиться. Я обязательно буду рассказывать об интересных примерах рабочих схем, а начну с самого актуального для дизайна содержания — рабочего процесса команды института ISOTYPE.

Modern Man in the Making

Разворот книги Modern Man in the Making, 1939 год

ISOTYPE — это система «изобразительной статистики», графический язык, разработанный в первой половине 30-х годов XX века для отображения экономической и социальной информации в доступной рабочему человеку форме. В основном это были стенды для мобильных выставок, книги и атласы. О подходе и истории метода я уже писала на Изотопе, здесь я коснусь только самого необходимого.

Выставки и визуальное образование

Система создавалась как метод визуального образования, которое взял на вооружение Отто Нейрат (Otto Neurath), когда возглавил Социально-Экономический музей в Вене (1925 год). Он был и вдохновителем, и идеологом, и непосредственным участником рабочего процесса, а то, что он имел возможность сам принимать решения по любым музейным вопросам, дало возможность создать цельный, гибкий и эффективный продукт — мобильные образовательные выставки.

Например, было решено перенести часы работы музея по будням на вечер, чтобы посетители имели возможность зайти в музей после работы. Для того времени это был нетривиальный шаг, определенно себя оправдавший — выставку посещало около 2000 человек в день.

Одна из передвижных выставок начала 30-х годов

Одна из передвижных выставок начала 30-х годов

Также остроумно Нейрат и его сотрудники решили проблему помещения, в котором музей находился. Дело в том, что прогрессивный музей, рассказывающий о достижениях индустриальной экономики и демократизации общества разместили в нео-готичеческом здании. Чтобы отвлечь посетителей от суровых средневековых сводов архитектор Джосеф Франк (Josef Frank) предложил использовать искуственный направленный свет, который оставляла во тьме все, что находилось выше панелей со стендами. Это тоже было нововведение.

В современной терминологии команда Нейрата делала превосходный service- и experience-design.

Инструкция, как должны быть размещены стенды в Wirtschafts- und Gesellschaft Museum, для любых помещений

Инструкция, как должны быть размещены стенды в Wirtschafts- und Gesellschaft Museum, для любых помещений

Процесс

Социально-Экономический музей Нейрата, а в последствии и весь ISOTYPE Institute, был предприятием «полного цикла». Его команда делала все своими силами: от формулировки темы экспозиции до непосредственно таблиц (ISOTYPE charts), как они сами называли свои диаграммы.

Основных действующих лиц было трое: сам Нейрат, его будущая жена Мари (Marie Neurath) и художник Герд Арнц (Gerd Arntz), который присоединился к ним чуть позже. Нейрат был высокообразованным человеком: он прекрасно знал историю, занимался философией, политикой, экономикой и социологией. Именно он формулировал темы, ставил задачи и делал первые наброски.

Далее следовал этап сбора данных и консультаций. У Нейрата было много знакомых из академической среды, соответсвенно он имел возможность консультироваться с лучшими специалистами в каждой области: от картографов до востоковедов.

Мари Нейрат за работой

Мари Нейрат за работой

После этого в игру вступала Мари Нейрат, которая трансформировала собранные данные в оптимальную для восприятия форму. Обязанности трансформатора (the transformer) включали в себя полное понимание собранных данных, отбор ключевых фактов, консультации с экспертами, оценка общего уровня знаний и интересов реципиента, формулировка подписей и заголовков и непосредственно визуализация информации. После этот блю-принт будущей таблицы передавался художникам для отрисовки.

Набросок диаграммы про систему прямых и непрямых выборов

Набросок диаграммы про систему прямых и непрямых выборов, Мари Нейрат, 1953 год

Трансформация и дизайнеры

Cегодня роль трансоформатора должен бы играть информационный дизайнер, но в абсолютном большинстве случаев этого не происходит. Во-первых, дизайнерам не хватает базового образования и кругозора, а во-вторых их заранее ограничивает традиционная линейная схема рабочего процесса, в которой дизайнер получает собранную кем-то информацию и придумывает как ее красиво подать.

Схема традиционного процесса разработки сайта

Традиционный линейный рабочий процесс.

То, что дизайнер не может вернуть проект на предыдущий этап и внести изменения в генеральную схему, неизбежно приводит к значительным потерям смысла. В результате мы получаем ярко раскрашенный, но бестолковый продукт.

Существование промежуточного этапа трансформации вызывает удивление и сейчас, несмотря на то, что визуальное представление информации набирает бешенные обороты. Тем не менее, эффективность системы ISOTYPE, красноречиво свидетельсвует в пользу такого подхода. Для создания эффективной коммуникации необходим посредник, сидящий одновременно на двух стульях: содержания и формы.