Блог

09 сентября
2010

Сложность дизайна

Вчера с Димой Барбанелем провели небольшой семинар в галерее Design-boom по случаю Сретенской недели дизайна. Мне понравилось — видно, что люди думали, а значит, не зря пришли. Перед самим воркшопом мы рассказали о своем видении профессии дизайнера и о подходе, который исповедуем в Мастерской®.

Если коротко, это три тезиса:

  1. Дизайн — это решение сложносочиненных задач, поэтому дизайнер должен много знать, много уметь и все понимать

  2. Дизайнер должен думать о долгосрочных последствиях своей работы и обладать состраданием
  3. Дизайн процесс — нелинеен и складывается из большого количества под- и под-под-процессов

Давайте подробнее. Не раз это говорила, скажу еще раз: слово «дизайн» все понимают по-разному, по моим наблюдениям в общественном мнении распространены три основные подхода:

1. Дизайн — это когда красиво

Красивая соковыжималка Филлипа Старка

Эстетически-ориентированное видение дизайна преобладает во всем мире, но в России это выраженно особенно ярко. Мне кажется виной этому две причины: то, что «дизайн» у нас стал распространяться одновременно с фотошопом и то, что при русификации слова «design» оно утратило свою глагольную сущность. Дизайн в русском языке чаще ассоциируется с готовым объектом (часто красивым), нежели с процессом его проектирования или использования.

Кстати, недавно выяснилиа, что в 60-х годах в Институте Технической Эстетики в качестве русского глагольного аналога дизайна использовали довольно неуклюжую конструкцию «деятельность проектирования», которая, разумеется, не прижилась.

2. Красиво все, что функционально

Функциональный и недорогой в производстве стул Марселя Броера Model B3 (Wassily)

Эта утопичная формула породила огромное множество модернистских объектов самого разного масштаба, от посуды до целых городов, но их холодной, машинальной эстетике очень не достает человечности. По сути это дизайн для эстетов дизайнеров, не для людей.

Виктор Папанек, о котором я еще на раз здесь упомяну, говорил, что единственное желание, которое вызываает у него модернистский стол с его стальными ножками и идеально ровной мраморной столешницей — это лечь на него и ждать операции по удалению аппендикса.

3. Форма и функция едины

Древнекитайская монада Инь-Ян

Думаю, что не совру, если скажу, что такой компромисс был идеалом, к которому стремились все или почти все дизайнеры XX века. Проблема такой формулировки заключается в том, что в нее изначально зашито внутреннее противоречие функции и формы. Такая бинарность по умолчанию в той или иной степени к доминированию одного над другим: либо функции над формой, либо формы над функцией.

Тем не менее, понимание дизайна, как поиск компромисса — уже прорыв.

Все сложно

В 60-х годах вышла книга Виктора Папанека «Дизайн для реального мира», в которой он ясно дал понять, что дизайн — это по меньшей мере 6 таких компромиссов, назвав это функциональным комплексом дизайна. Кроме эстетического аспекта, туда входили также методологический, телезисный (актуальность культурному контексту), ассоциативный (социальный) и аспекты потребностей и использования.

Функциональный комплекс Виктора Папанека

Второе издание «Дизайна для реального мира» вышло в 84-м году, больше 25 лет назад, но нам до сих пор очень и очень далеко до такого глубокого понимания назначения дизайна. Хуже того, за эти 25 лет появилось огромное количество новых острых и не очень проблем, во многом, кстати, благодаря работе недальновидных дизайнеров. Для того, чтобы эти проблемы решать и не создавать новые, нам и нужны дизайнеры дальновидные и ответственные.

Вопрос только в том, как ими стать. Во-первых, нужно читать Папанека, во-вторых, нужно в корне сменить свое мировоззрение и подход к дизайну. В Мастерской® мы говорим, что дизайн — это не то, что мы думаем, а то, как мы это делаем. Правильный подход к поблеме, это уже половина дела, а может и больше.

Дизайнер уже не должен делать логотип, веб-сайт, стол или стул — он должен решать задачу. Про то, какие эти задачи бывают я пыталась разобраться в предыдущей статье, сейчас важнее понять, что в каждой проблеме содержатся они все, дизайнеру нужно их выделить, сформулировать и расставить приоритеты.

Вообще говоря, умение правильно поставить задачу является одним из самых необходимых дизайнеру навыков наравне с умением добывать информацию и взаимодействовать с другими дизайнерами и экспертами. Что конечно же не отменяет необходимости владеть технологией и инструментарием. И делать это все нужно творчески, но об этом в другой раз.

Работа сердцем

Профессия дизайнера наверное единственная, не считая священослужителей, в должностной инструкции которой должно значится «сострадание». Дизайнер обязан периодически влезать в шкуру людей, которые пользуются продуктом его трудов, иначе он просто не может быть удобным, полезным и приятным в использования. Иначе, это не дизайн.

Кроме этого, дизайнер должен понимать степень ответсвенности, которую он несет перед обществом — от его решений зависит гораздо больше, чем нам хотелось бы думать. Выбор материалов и методов производства непосредтсвенно связан с экологической ситуацией на планете, образы и язык, который используется в коммуникации формирует общественное и индивидуальное сознание, а действительно инновационная идея может совершенно непредсказуемым образом сказаться на образе жизни социума.

Таким образом дизайнер должен творчески подходить к решению задач, принимать обоснованные (информированные) решения и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

На этом проповедь можно завершить и перейти к более прикладной теме — дизайн-процессу.

Дизайн-процесс

На постерах к воркшопу — брокколи, самый распространенный пример фрактальной структуры из повседневной жизни. Брокколи состоит из маленьких брокколи, а маленькие из еще более маленьких — очень красивый принцип, который позволяет из простых элементов создавать сложность.

Точно так же строится и процесс проектирования. Дизайнеру нужно постоянно работать с задачами разных уровней: находить идею для решения микро-задачи, развивать ее, чтобы проверить, работает она или нет, причем сначала на уровне самой микро-задачи, а потом в контексте основной макро-задачи. И дальше переходить к решению следующей, проверяя, как ее решение будет взаимодействовать с уже принятыми на предыдущих этапах.

Спираль, построенная по числовому ряду Фибонначчи

Таким образом формируется сложная фрактальная ткань из повторяющихся итераций «идея-проверка» на разных уровнях. Довольно абстрактное описание для вполне конкретного процесса, зато оно дает ощущение абсолютной целостности и продуманности, которое и должен вызывать хороший дизайн. С конкретикой дизайн-процесса будем разбираться в следующих записях.