Блог

18 апреля
2012

Парадокс
дизайн-образования

Фундаментальная ошибка дизайн-образования заключается в том, что оно подразумевает просто подготовку дизайнеров. Звучит парадоксально, но похоже, что это так.

Дизайн — это методология, полноценная теория и практика оптимизации, которая может быть применена абсолютно ко всему. Это способ мышления, который помогает решать проблемы на деле. Все решения, которые делают жизнь легче и лучше — результат именно дизайн-подхода, что совершенно не означает, что разрабатываются они профессиональными дизайнерами. Чаще, в общем-то, совсем наоборот.

Таблица Менделеева — блистательный пример информационного дизайна, конвеерная сборка — оптимизации бизнес-процессов, икеа и макдональдс — примеры сервис-дизайна, а тетрапаковские асептические упаковки для молока — дизайна промышленного. Только сейчас авторы аналогичных изобретений начинают восприниматься, как дизайнеры.

Подавляющее большинство выпускников дизайнерских специальностей не умеет ничего, кроме «дизайна»

Дизайн этот в такой ситуации неизбежно девальвируется до ремесленной работы «чтобы стало красиво». То, что настоящие дизайнеры все-таки появляются — скорее счастливое исключение, возможное только благодаря побочным, не профессиональным увлечениям дизайнера, в рамках которых возможно переосмыслить и применить на практике свои умения.

Я совершенно убеждена в следующем:

  1. Дизайн всегда применяется к чему-либо, поэтому дизайнер должен в первую очередь обладать какой-то специальностью, в которой и будет применять дизайн-подход. Это то, что более-менее происходит в инженерных направлениях дизайна: промышленном, транспортном, дизайне взаимодействия. При этом экономистам, чиновникам, журналистам, менеджерам и ученым дизайн-инструментарий все еще не доступен. Если все они освоят коммуникационные, эстетические и технологические основы дизайна, мир испытает качественный рывок вперед.
  2. Дизайн как проектное мышление и практика — должен быть общедоступен и входить в школьную и вузовскую программу, как физкультура и русский язык. Проектная работа над решением реальных проблем из самых разных областей жизни (от устройства государства до собственной проф-ориентации), поиск информации, прототипирование и работа в группах вырастит совершенно других людей: любопытных, сознательных и гибких.
  3. Специализированное дизайн-образование быть должно. Но ему необходим максимально широкий охват областей применения и разносторонних дисциплин для того, чтобы подготовленный дизайнер умел быстро погрузиться в контекст, формулировать проблемы и требования, продавать свои идеи и уметь их реализовать оптимальным способом. Для того, чтобы стать дизайнером на 360º одних профессиональных навыков недостаточно. Например, мне совершенно очевидно, что каждому дизайнеру широкого профиля необходима дополнительная подготовка как минимум по следующим направлениям:
  • Развитие мыслительного инструментария
  • Когнитивная, поведенческая и социальная психология
  • Основы бизнеса и управления
  • Коммуникационные и организационные навыки
  • Поиск и анализ информации

И это не считая обычного кругозора и само собой разумеющихся технических и проектных умений. В этом случае, мы получим специалистов принципиально иного качества, умеющих смотреть, слушать и делать.

Все это, так или иначе уже происходит, в том числе и благодаря Мастерской®. В заключение — отличное кино про design-thinking и его применение в современном мире: