Блог

10 Февраля
2011

3 принципа дизайна

Дизайн — очень широкое понятие, применимое ко всем видам человеческой деятельности. И красивый интерьер, и сугубо инженерное решение типа водонапорной вышки решают одну и ту же задачу. И то, и другое упрощает людям жизнь, просто на разных уровнях.

Если отвлечься от продукта дизайна (которым думать все бесполезней) и посмотреть на методологию, ты мы увидим три ключевых принципа, которые и есть «дизайн»:

1. Композиция

Дизайн — это коммуникация: он помогает человеку общаться. С другими людьми, с организациями или со средой. У Homo sapiens есть специфические характеристики: диапазоны сигналов, доступные нашим органами чувств, и когнитивные схемы, которые определяют, будут ли эти сигналы восприниматься как шум или как информация. Это механика нашего внимания. Сознание перестает обращать внимание на шум и переключается на то, что сильнее всего выделяется на его фоне.

Нас должно что-то заинтересовать (привлечь, удивить, напугать), после чего мы начинаем последовательно разбираться в деталях. Занятно, что сам процесс протекает во времени, то есть линеен, а его результат — понимание или «схватывание» — нет. Это уже целостный вневременной образ.

Отсюда и вытекает вездесущая необходимость в хорошей композиции — очевидной последовательности «считывания» и понятной схемы отношений между ее элементами. Самый эффективный композиционный прием — иерархия: главное, второстепенное, детали. Иерархия может определять и последовательность восприятия (самое большое и яркое — сначала), и отношения между подчиненными элементами.

Принцип иерархии определяет и последовательность считывания, и систему отношений между элементами

Мы так устроены, что пытаемся упорядочить все, с чем сталкиваемся, поэтому композиция существует всегда, это неотъемлемая часть нашего восприятия. Беспорядок и неясность плохой композиции угнетает и вызывает беспокойство, хорошая композиция облегчает жизнь. О ней нужно помнить на всех масштабах и этапах проекта, вне зависимости от носителей. Она должна быть и на уровне самой общей идеи и в самых тонких деталях.

The life and opinions of Tristram Shandy, Laurence Sterne

Авторская визуализация композиции литературного сюжета, The life and opinions of Tristram Shandy Лоренса Стерна. К слову, эта книга XVIII столетия весьма любима дизайнерами. Совсем недавно лондонские Visual Editions выпустили и свою visual-writing версию

2. Оптимизация

Всегда можно сделать лучше — оптимизировать. Другое дело, что иногда этого делать не стоит, потому что это не оптимально с точки зрения использования ресурсов: сил, времени, денег. Работа дизайнера — оптимизировать продукт и использование ресурсов, как для клиента, так и для себя.

3. Понимание задачи и ее контекста

Постоянно спрашивайте себя «зачем?»:

Зачем вам сайт?
Зачем вам раздел «контакты»?
Зачем вам логотип?
Зачем мне эта машина?
Зачем я вообще это делаю?

Не делайте просто потому, что «так положено». Выясните, почувствуйте, осознайте и сформулируйте, что нужно на самом деле. Иногда «сделать как положено» — действительно то, что требуется. Но, как ни странно, совсем не всегда.

Хороший дизайн — это во-первых осознание проблемы, а во-вторых оптимизация усилий и композиционного решения в качестве ее решения.