Блог

26 июля
2010

Типология дизайна 1.0

У дизайна очень много определений. Это значит, что мы так и не договорились, что это такое.

Для многих «дизайн» так и остается только характеристикой формальных качеств объектов. Однако, все очевидней становится необходимость в проектировании нематериального: взаимодействий, процессов, сервиса (и смысла). А самое интересное, что одновременно с этим происходит осознание вещественности психических процессов.

Пора признать, что и мысли, ощущения и эмоции материальны. А значит, уже обладают формой — в виде последовательностей химических и электрических импульсов.

Дизайн — процесс осознанной оптимизации формы. Изменение формы с какой-то целью. Записка на холодильнике — оптимизированная мысль: адресат должен ее заметить, суметь прочитать и понять смысл написанного.

Заодно, будет правильно сразу отделить дизайн от искусства, которое играет с формой ради самого творческого процесса. Который, с другой стороны, совершенно необходим для поиска новых решений при проектировании.

Итак, дизайн — осознанная оптимизация формы. Прекрасно, теперь давайте разберемся, что такое оптимизация и чем в действительности занимаются дизайнеры.

Оптимизация — это поиск и применение более эффективного решения поставленной задачи. То есть дизайнеры должны решать задачи (в соответсвии с п.149 Ков. АЛ от 2008 г.). Решают ли дизайнеры задачи? Разумеется. Только чаще всего задача — сделать так, чтобы работу принял заказачик. Это плохой дизайн.

Слишком много дизайна

На сегодняшний день существует огромное количество «дизайнов», которые чем только не занимаются, и еще столько же дисциплин, которые дизайном не называются, но являются им по сути. Мне очень хочется все это упорядочить, создав, хотя бы для себя, понятную общую дизайн-типологию.

Самое сложное в классификации «дизайнов» — отделить мух и котлет. Например, есть «графический дизайн» и «дизайн взаимодействия», который чаще всего используют как синоним «дизайна интерфейсов».

Графический дизайн — определенно часть дизайна интерфейса, как и дизайн взаимодействия. При этом, графический дизайн — это еще и журналы или, например, айдентика, что к интерфейсам никакого отношения не имеет. Как их разделить?

Я решила отвлечься от всей существующей терминологии и начать именно задач, которые должен решать дизайн. Не задач вроде «сделать логотип», а настоящих, вроде «привлечь аудиторию» или «разработать систему оплаты через интернет». Подумав (долго), я пришла к трем общим и очень абстрактным категориям, на которые задачи можно разделить:

  1. Пространственные (вся предметная и понятийная среда)

  2. Чувственные (все, что связано с нашими желаниями, восприятием и самочувствием)

  3. Коммуникационные (взаимодействия, передвижение, энергообмен всего и вся)

В каждую категорию я поместила дисциплины, которые в большей степени связаны с задачами данного типа. Вот, что вышло: Задачи, которые должен решать хороший дизайн

Дальше я стала думать, что лежит на стыке этих больших категорий. А лежит самое интересное. Задачи дизайна, лежащие в смежных областях

Крупная английская версия есть на Flickr

Эстетика — это то, что чаще всего и принимают за дизайн, хотя, на самом деле это только одна из сторон коммуникативного процесса, которая помогает установить эмоциональный контакт, привязанность.

Удобство (usability) — это то, что старо как мир для материальных объектов и вовсю набирает обороты для невещественных.

Логистика — еще непаханное дизайнерами поле, сложные и очень интересные задачи, для решения которых очень не хватает design-thinking, заботы об эстетике и эмоциональной составляющей, лежащих как раз на противоположном полюсе.

При решении конкретных задач, всегда есть приоритеты, но чтобы ни проектировалось, нужно помнить обо всех гранях этого треугольника. Продолжение будет.

Моя заметка о том, что дизайн гораздо больше, чем все привыкли думать на Изотопе.