Блог

03 марта
2011

Типология дизайна 2.0

Первый вариант типологии помог нащупать подход к пониманию структуры дисциплины дизайна, но применять его затруднительно в силу своей абстрактности и отвлеченной терминологии.

В этой заметке я хочу разобрать дизайн-термины, которые сегодня на слуху, чтобы было понятно, как они друг с другом соотносятся.

Дизайн как методика

Думаю, не будет лишним повторить, что дизайн — это не рисование логотипов и сайтов. Дизайн — это методика проектирования, которая может применяться к объектам самых разных масштабов: от колпачка фломастера, до системы железнодорожного сообщения.

Смысл этой методики всегда один и тот же — найти оптимальную форму для решения определенной задачи. Процесс — один и тот же: сформулировать задачу, собрать требования, прочувствовать и предложить решения, проверив их работу и на уровне основной задачи, и на уровне подзадач. Про дизайн-принципы я писала совсем недавно — одни и те же.

Так почему же мы не пригласим дизайнера колпачка руководить проектированием железнодорожной инфраструктуры? Почему дизайнеров все равно нанимают «рисовать» логотипы и сайты?

Кроме того, что практика большого дизайна остается чудовищно недооцененной обществом и бизнесом, есть и более прикладная причина — специфика среды.

Городское планирование, промышленный дизайн, веб-дизайн, организация бизнес-процессов и, например, составление меню для ресторана — один и тот же процесс, отличающийся только свойствами среды, в которой он протекает, а именно:

  1. Условиями, в которых объект дизайна будет функционировать

  2. Технологией его производства

Понимание требований конкретной среды и навык работы в ее условиях и отличает дизайнеров друг от друга.

Тем не менее, это отличие может оказаться гигантским. Большинство людей, на самом деле практикующих дизайн, называют свою работу по-другому: предприниматель, редактор, шеф-повар, инженер. Я не к тому, чтобы называть всех дизайнерами, а к тому, что нужно повышать ожидания от дизайна, поднимать планку. Развитой мир уже там.

User Experience

Итак, большой, стратегический дизайн занимается ни чем иным, как проектированием опыта, который получает пользователь, посетитель или покупатель — user experience design . UX напрямую влияет на то, купят ли ваш продукт, вернутся ли купить еще раз, порекомендует ли его своим друзьям.

Хороший UX design — это гармоничная комбинация продукта (или сервиса) и того, как он себя позиционирует — его коммуникации.

Коммуникацонный дизайн

Коммуникационный дизайн

Для каждой коммуникационной среды создается свой коммуникационный продукт: сайт в интернете, наружка в городе, рекламные ролики в телевизоре, буклеты в офисе — обычный набор.

И сам продукт (пылесос), и его коммуникация (бренд, наружка или упаковка) являются объектами дизайна. И то, и другое — содержательные комплексы, продукту я добавила еще и оболочку взаимодействия (interaction design, IxD).

На практике продукт и его коммуникация часто разрабатывается независимо друг от друга, что приводит к досадным результатам вроде хорошей книги в чудовищной обложке или очередной рекламной кампании, построенной на давно отработанных приемах.

Чтобы этого избежать и продукт, и его коммуникация должны следовать единой коммуникационной стратегии.

Стратегия в свою очередь складывается из понимания бизнес-целей и ценностной идеологии организации (которые тоже кем-то проектируются!).

Это самая общая схема, которая применима ко всему: у нас есть что-то, что мы хотим продать и нужно придумать, как об этом позаманчивей рассказать. Проектирование таких коммуникационных продуктов и есть коммуникационный дизайн.

Чаще всего за ним приходят в рекламные агенства и дизайн-студии. Хотя само понятие — шире, например, Алексей Навальный — тоже прекрасный коммуникационный дизайнер.

Информационный дизайн

У этой схемы есть интересный частный случай, когда продукт — информация: периодика, веб-порталы, учебники, образовательные программы, выставки. Интересен он тем, что продукт и его позиционирование — одно и тоже, каналы «сбыта» являются одновременно и каналами коммуникации. В такой ситуации бренд невозможно отделить от продукта.

Не существует хорошего сайта с плохим дизайном, так же как не существует плохого сайта с хорошим дизайном. Сюда же прекрасно ложатся слова Димы Барбанеля о том, что внешний вид журнала всегда соответствует его содержанию. Перед тем как менять макет, нужно обновить редакцию и рабочий процесс. Информационный продукт — это тот, который говорит сам за себя.

Когда продукт существует в информационной среде, форма и содержание — неразделимы. Проектировать их в изоляции друг от друга — ошибка.

Да, проектирование информационных продуктов — называется информационным дизайном:

Информационный дизайн

Информационный дизайн требует от дизайнера гораздо большего, чем обладание графическими навыками, потому что информационный продукт априори комплексный. С другой стороны, переплетение функции и формы позволяет на проектной основе разрабатывать тот самый User Experience, продумав все места, где пользователь соприкасается с продуктом.

Рабочий процесс

В больших информационных проектах дизайном занимаются два человека — редактор, отвечающий за смысл, и арт-директор, отвечающий за образ; структура рождается из видения и здравого смысла обоих.

Для интерактивной среды (например, веба, который разобран ниже) понадобятся также информационный архитектор, занимающийся структурой, и дизайнер взаимодействия. Этот же стратегический функционал необходим и в разработке небольших проектов, но его может заключать в себе и один человек — дизайнер содержания.

Cхема рабочего процесса информационного дизайна гораздо более компактная, то есть требует очень плотного взаимодействия участников процесса. Такой подход позволяет получить цельный осмысленный продукт, которым интересно и приятно пользоваться — хороший user experience.

Cрез по среде позволяет однозначно разделить уровень «дисциплин», куда входит определение стратегии, продукта и его коммуникации, от уровня «специализаций», где все это реализуется. Кроме этого, довольно явно вырисовываются функциональные различия стратегических дизайнеров, дизайнеров-тактиков и исполнителей. Формулировка среды и ее масштаб могут быть совершенно свободными, лишь бы они соответствовали задаче. Это может быть городская или социальная среда, телевидение, радио, или веб:

Веб-дизайн

В таком свете информационный дизайн перестает быть аккуратной версткой табличек, а  веб-дизайн — рисованием мокапов. И то, и другое становится проектированием юзер-экспириенса, требующим от дизайнера на порядок больше понимания, навыков и ответственности.

Коммуникационный дизайн — это проектирование представления продукта или услуги в определенной среде (например, пресс-релиз), которая может быть и самостоятельным информационным продуктом, обладающим ценностью для пользователя (статья, сравнивающая несколько продуктов) — продуктом информационного дизайна. А User Experience — это все.