Блог

01 февраля
2013

Манифест вездесущей информационной архитектуры

Термин «информационная архитектура» придуман Р.С. Вурманом давно — в 1976 году. Примерно полтора десятилетия назад вместе с обновлением и популяризацией веба понятие и соответствующая деятельность стали распространяться и дали начало профессии.

За это время появились хорошие специалисты в области, реализовано большое количество проектов и напечатано множество книг. Однако, фундаментальных, подробно и с разных сторон рассматривающих ее изданий не так много. А тех, что описывают последние тенденции и поднимают актуальные вопросы, вообще единицы. Pervasive Information Architecture — одна из них. С позволения авторов Andrea Resmini и Luca Rosati мы перевели и публикуем «Манифест вездесущей информационной архитектуры», который нам показался интересным, важным и отражающим современный подход к информационной архитектуре и дизайну.

Перевод фрагмента из книги «Вездесущая информационная архитектура»

Нам, информационным дизайнерам, нужно бы под влиянием Ричарда Вурмана двинуться дальше основ the Polar Bear Book. Учитывая то, что информация просачивается в сферу мобильных устройств и в окружающее нас физическое пространство, информационная архитектура перестала ограничиваться рамками всемирной паутины: она лежит в основе проектирования всех общественных информационных пространств, мест, сервисов и всех процессов, в первую очередь ориентированных на пользовательский опыт (user experience). Но как нам этого добиться? В первую очередь мы должны признать несколько новых фактов. Для этого нужен манифест. Вот он:

1. Любая информационная архитектура развивается в экосистему

Сегодня, когда различные медиа — средства передачи информации — тесно переплетаются с различными контекстами, ни один объект, созданный человеком, не может оставаться отдельной, изолированной сущностью. Он становится элементом более сложной экосистемы. Все эти объекты взаимодействуют друг с другом и соединены между собой множественными связями, и должны быть спроектированы в согласии с единой целостной логикой их использования человеком.

2. Пользователи становятся посредниками

Пользователи превратились в полноценных участников, составную часть экосистемы, активно создающих новый контент и реорганизующих уже существующий с помощью ссылок, мэшапов, комментирования и критики. Традиционное различие между авторами и читателями, производителями и потребителями становится настолько тонким, что теряет всякий смысл.

3. Статика становится динамикой

С одной стороны, информационные архитектуры аггрегируют и реорганизуют контент, который физически может находиться в другом месте и быть созданным для других целей. С другой стороны, активная роль посредников оставляет архитектуры вечно незаконченными, вечно изменяющимися и вечно открытыми для доработок и других манипуляций.

4. Динамика становится сложной

Эти новые архитектуры охватывают различные области (физические, цифровые, смешанные), разные типы сущностей (данные, объекты, людей) и разные средства передачи информации. По мере размытия границы между производителями и потребителями, стираются и границы между этими средствами и жанрами. Опыт становится кросс-медийным и соединяет между собой разные среды.

5. Горизонтальное превалирует над вертикальным

В новых информационных архитектурах взаимосвязи между элементами превалируют над традиционной иерархической структурой. В открытых и непрерывно трансформирующихся архитектурах иерархичные модели сложно поддерживать, поскольку пользователи-посредники стремятся к спонтанности, эфемерным и теряющим актуальность смыслам и постоянным изменениям.

6. Проектирование продукта становится проектированием опыта

Когда любой созданный человеком объект (будь это содержание, продукт или сервис) является частью экосистемы, фокус смещается с проблемы проектирования одиночных его составляющих на проектирование целостного опыта работы с ним. Покупка чего-либо не ограничивается рамками удобного магазина или супермаркета. Она является процессом, который может начаться в традиционном магазине, продолжиться в вебе, завершитья в другом магазине, и в конце концов пользователь вновь вернется в веб за обновлениями, настройкой, общением с другими людьми или устройствами.

7. Опыт становится кросс-медийными

Опыты соединяют большое количество взаимосвязанных медиа-каналов и различные среды во всеобъемлющую экосистему — единый процесс, все части которого создают глобальный и целостный пользовательский опыт.