Блог

17 февраля
2011

Визуальные коммуникации

Я начала разбираться в типологии информационного дизайна и прочих «инфографиках», ориентируясь не на инструменты, а на задачи. Вопрос важный, у профессионального сообщества должна быть более-менее единая терминология, тут нам есть к чему стремиться и о чем говорить.

На прошлой неделе Ирина Доброва с infographer.ru очень удачно опубликовала заметку о классификации визуализаций на основе концепции DIK: Data, Information, Knowledge.

Что будем визуализировать? infographer.ru

В ней обозначаются три класса визуализаций от простого к сложному: визуализация данных, визуализация информации (инфографика) и визуализация абстрактных идей (схематизация или картирование). Такая модель вполне может существовать и быть полезной, что собственно, самое важное.

Тем не менее, все эти три класса пересекаются и совсем не всегда являются продолжением (усложнением) друг друга. Проблема в том, что при такой классификации мы забываем о людях и их восприятии. Там, где дело касается человека, данных, строго говоря, не существует.

Данные в чистом виде не имеют никакой ценности. Что такое «60 кг», если вы не знаете, что такое килограмм? Даже если догадаться, что речь идет о весе, без знания собственного веса или веса мешка сахара, это просто бессмысленные цифры. Все, что обладает смыслом — уже информация.

Знания — это то, что у нас в голове. Именно знания определяют, является ли что-либо для нас информацией или нет. Огромное количество потенциальной информации отфильтровывается уже на входе: сначала как «шум», а дальше как то, что не встраивается в нашу текущую систему знаний.

Например, читая договор, составленный юристом, мы понимаем его на уровне здравого смысла, но часто даже не догадываемся о том, какую роль могут играть определенные слова и фразы. Прочитав тот же договор, профессионал получит значительно больше информации, а мы ее даже не заметим.

Огромное количество информации не имеет для нас никакого смысла

Ну хорошо, скажете вы, пусть будет не визуализация данных, а визуализация количественной информации, какая разница? Действительно, никакой. Информация в чистом виде — абсолютно такая же бессмыслица, что и «данные». Вспомним наши «60 кг», которые можно представить бесконечным количеством способов: надписью, сравнением со своим весом или весом любого другого знакомого объекта:

Любое сообщение может быть передано бесконечным числом способов, но прочитаны будут только некоторые

Самым точным образом сообщение «60 кг» передаст обычная металлическая штанга с двумя 30-килограммовыми блинами, о чем дизайнеры предпочитают не думать. Как бы там ни было, все варианты представления — информация, но не отделимая от ее формы, то есть содержательный комплекс, у которого есть структура, определенный смысл и образ, который он вызывает.

Так что же с типологией информационного дизайна?

В той же заметке есть ссылка на отличную презентацию Luca Masud из Density Design, где визуализации классифицируются как раз по принципу задач: на аналитические, коммуникативные и формирующие (formative, объясняющие). Круто, но у меня не выходит поставить коммуникацию в один ряд с анализом или объяснением, поэтому я бы предложила альтернативный подход.

У коммуникации, не только визуальной, есть три основные функции:

  1. Убедить

  2. Объяснить (дать понять)

  3. Увлечь (развлечь)

В зависимости от аудитории и приоритетов этих функций и подбирается оптимальный содержательный комплекс: сообщение (смысл), образ и структура. Все три составляющие должны работать на обозначенную цель, то есть выполнять ряд требований:

Коммуникационные задачи и их требования к смысловым, образным и структурным элементам содержательного комплекса

В нижней части таблицы я обозначила визуальные инструменты, которые логично использовать для решения базовых коммуникационных задач. Содержимое первых двух колонок, на мой взгляд, будет вполне справедливо объединить под заголовком «Инфографика».

Список наверняка не полный, правая колонка вообще оказалась для меня неожиданностью, но в целом такая классификация мне кажется довольно близкой к информационно-визуальной действительности.